
Тип: Концерты
Жанр: инструментальная музыка, классическая музыка, органная музыка
Место: Кафедральный собор святых Петра и Павла
Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде
Даниэль Сальвадор — орган (Испания)
Прожить семь столетий за полтора часа? Испанский органист Даниэль Сальвадор изобрел самую настоящую машину времени: в его программе можно услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Даниэль собрал в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от анонимных пьес из рукописей XIV века до самого исполняемого композитора современности Арво Пярта.
Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с музыки из старинных кодексов — в них сохранились самые ранние пьесы для органа, а продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (наставника короля Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которого называли «Амстердамским Орфеем».
Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода — итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй — знаменитый органист собора в Реймсе, сочинения которого собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.
На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах, а романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона и чудесной миниатюрой князя Владимира Одоевского — «русского Фауста» и пропагандиста Баха в России XIX века.
Орган ХХ века — это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная токката Ханса-Андре Штамма.
В программе:
- Робертсбриджский кодекс (ок. 1330 – 1360, Англия)
- Estampie retrove (Эстампида переделанная)
- Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)
- Die Su? Nachtigal («Сладкий соловей»)
- Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
- Hajducki («Гайдуки»)
- Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)
- Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
- Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)
- Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)
- Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)
- Бергамаска
- Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)
- Recit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre d’orgue) / Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)
- Токката и фуга ре минор, BWV 565
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791, Австрия)
- Andante фа мажор для механического органа
- Сезар Франк (1822–1890)
- Финальный хор для «Рождественской мессы»
- Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)
- «Молитва без слов»
- Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)
- Apparition de l’Eglise eternelle («Явление вечной Церкви»)
- Арво Пярт (*1935, Эстония)
- Annum per annum («Год за годом»)
- Ханс-Андре Штамм (*1958, Германия)
- Toccata gaelica («Гэльская токката»)
Другие события



